РОДИТЕЛЬСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ
Американский учёный Дэвид Льюис изучал психологический климат в семьях, где росли одарённые дети. Он заметил, что при всём разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет, и прежде всего это - стиль родительского взаимодействия с ребёнком. По результатам своего исследования он выявил ряд специфических особенностей родительского поведения, гарантирующего успешное развитие интеллектуально-творческих способностей.
Предложенный список, включающий 33 суждения, позволит понять и оценить, насколько стиль взаимодействия родителей с ребёнком соответствует практическим находкам наиболее одарённых родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей:
- Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребёнка.
- Серьёзные воросы и высказывания ребёнка я воспринимаю всерьёз.
- Я поставил стенд, на котором ребёнок может демонстрировать свои работы.
- Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.
- Я предоставил ребёнку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
- Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
- Я поручаю ребёнку посильные заботы.
- Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения.
- Я беру ребёнка в поездки по интересным местам.
- Я помогаю ребёнку улучшить результат его работы.
- Я помогаю ребёнку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоёв.
- Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребёнок ему следовал.
- Я никогда не говорю ребёнку, что он лучше или хуже других детей.
- Я никогда не наказываю ребёнка унижением.
- Я снабжаю ребёнка книгами и материалами для его любимых занятий.
- Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.
- Я регулярно читаю ребёнку.
- Я приучаю ребёнка к чтению с малых лет.
- Я побуждаю ребёнка придумывать истории, фантазировать.
- Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребёнка.
- Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребёнком наедине.
- Я поощряю участие ребёнка в планировании семейных дел и путешествий.
- Я никогда не дразню ребёнка за ошибки.
- Я хвалю ребёнка за выученные стихи, рассказы, песни.
- Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
- Я побуждаю ребёнка находить проблемы и решать их.
- Я не хвалю ребёнка беспредметно и неискренне.
- Я честен в оценке своих чувств к ребёнку.
- Не существует тем, которые я исключаю для общения с ребёнком.
- Я даю ребёнку возможность действительно принимать решения.
- Я развиваю в ребёнке позитивное восприятие его способностей.
- Я верю в здравый смысл ребёнка и доверяю ему всегда.
- Я поощряю в ребёнке независимость.
Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные "проектировщики, конструкторы и строители" детской личности. Предлагаемый ниже тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей.
«Я и мой ребёнок» |
Вопросы |
Ответы |
Можете ли Вы? |
Могу и всегда так поступаю |
Могу, но не всегда так поступаю |
Не могу |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком? |
А |
Б |
В |
2. Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст? |
А |
Б |
В |
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему? |
А |
Б |
В |
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? |
А |
Б |
В |
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел Вас из себя? |
А |
Б |
В |
6. Поставить себя на место ребёнка? |
А |
Б |
В |
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (сказочный принц)? |
А |
Б |
В |
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? |
А |
Б |
В |
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? |
А |
Б |
В |
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? |
А |
Б |
В |
11.Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? |
Б |
В |
А |
12. Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? |
А |
Б |
В |
13. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть? |
А |
Б |
В |
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
Ответ "А" оценивается в 3 балла.
Ответ "Б" - в 2 балла.
Ответ "В" - в 1 балл.
Если Вы набрали от 30 до 39 баллов, значит, ребёнок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребёнке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Число баллов менее 16 говорит о том, что у Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личночтью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.